Разъяснения по параметрам типовых таблиц, в соответствие с VDI2198

При выборе любой грузоподъемной складской техники одним из основных процессов является изучение и верификация таблиц с основными техническими характеристиками. В мире складского оборудования технические параметры упорядочены в стандарте VDI2198, таблицы с перечнем технических параметров доступны у любого производителя и, благодаря этому, технику можно быть легко сравнить, а также можно понять, сможет ли оборудование работать в заданных условиях.

Стандарт VDI2198 содержит типовые таблицы для грузоподъемного оборудования разного типа. Таблицы разделены на типовые группы параметров, рассмотрим данные группы ниже:

Distinguishing mark – раздел с самыми базовыми и основными параметрами, с которых и начинается подбор техники. Параметры включают в себя указание модели, тип используемого источника питания, тип техники (поводковая, с платформой, со стоящим или сидящим оператором), грузоподъемность, центр загрузки, расстояние от оси роликов до фронтальной поверхности вил и размер колесной базы.

В данной группе, помимо очевидных параметров, стоит уделить внимание менее очевидным, однако, не менее важным параметрам:

  • Центр загрузки (load center distance, C mm) – данный параметр означает, как далеко центр тяжести вашего груза может располагаться от фронтальной поверхности вил. Типичным параметром для европаллет является значение 600 мм – половина длины стандартного поддона. Однако, значение справедливо только в том случае, если поддон загружен равномерно. Если центр загрузки увеличивается (поддон имеет длину более 1200 мм или неравномерная загрузка, то фактическая грузоподъемность техники снижается для обеспечения устойчивости техники и безопасности операций.
  • Расстояние от оси роликов до фронтальной поверхности вил (Load distance, center of drive axle to fork, X mm) – данный параметр напрямую влияет на характеристики маневренности и устойчивости оборудования (чем он меньше, тем меньше радиус разворота, однако для некоторой техники, например, штабелеров, уменьшение снижает устойчивость). С другой стороны, для самоходных тележек, данный параметр очень важен, если вы работает с нестандартными поддонами или поддонами закрытого типа, т.к. в этом случае при неподходящих размерах оборудование может повредить тару.

Группа параметров массы и распределения нагрузки по осям (Weight) – учитывайте данные параметры в отношении покрытия пола, на котором будет осуществляться эксплуатация оборудования. Следите за удельной нагрузкой на поверхность, если она лимитирована в вашем помещении.

Сервисная масса (Service weight, kg) – может быть указана с учетом аккумулятора или без него.

Группа параметров, относящаяся размерам колес и шасси (Tyres, chassis) — Обратите внимание на тип используемого материала покрытия колес, полиуретан (вулколан) предпочтительнее использовать на ровных и сухих полах, резина проявит себя лучше на мокрых покрытиях, однако и изнашиваться такие колеса будут быстрее. Выбор типа колес следует осуществлять принимая во внимание ваши условия эксплуатации, как правило, заменить колеса на необходимый тип не представляет больших трудностей.

  • Размеры колес следует учитывать исходя из простых критериев – меньший диаметр и ширина будут изнашиваться быстрее. Больший диаметр позволяет легче преодолевать неровности пола.
  • Колесная формула (Wheels, number front/rear) – позволяет вам понять, каким образом организована ходовая часть оборудования. Ведущие колеса сопровождаются индексом «х». На примере формулы 1х+1/4 для штабелера можно видеть, что перед нами оборудование с двигателем хода, расположенным сбоку, оснащенное одним боковым колесом и четырьмя подвилочными роликами. Обратитесь к вашему партнеру для подбора рекомендуемой колесной формулы для ваших условий эксплуатации. Наличие стыков, неровностей, ширина вил, тип покрытия и внешние условия должны быть учтены при выборе оборудования. Для ровных сухих покрытий наиболее распространенными являются формулы 1x+1/2, 1x+1/4, 1x+2/4 для штабелеров и тележек, для ричтраков такой формулой будет 1х+2.

Основные размеры (Dimensions) – группа основных параметров, характеризующих габариты оборудования. Рекомендуем обращать внимание на следующие параметры с повышенным вниманием:

  • Габарит мачты в сложенном состоянии (Lowered mast height, h1 mm) – обратите внимание на соответствие техники размерам ваших дверных проемов, ворот, пролетов и полок стеллажей.
  • Величина свободного подъема (free lift height, h2 mm) – свободный подъем вил – величина подъема вил до уровня, когда не осуществляется раскладывание основных секций мачты. Функция особенно необходима, если вы работаете в помещениях с низкими потолками, в грузовиках, вагонах и т.п. Учитывайте наличие дополнительной решетки на вилах, выходящей за габариты мачты при максимальном подъеме – данная решетка будет уменьшать величину h2 (по определению относительно стандарта VDI2198).
  • Высота подъема (Lift height, h3 mm) – основной параметр техники, обратите внимание, что согласно стандарту VDI2198 все параметры высот отсчитываются от нижнего положения вил (height lowered, h13 mm). Учитывайте при выборе техники высоту полки стеллажей, рекомендуем, чтобы максимальная высота подъема техники была на 150-200 мм выше, чем высота полки, на которую вы планируете осуществлять погрузку.
  • Высота поверхности вил в нижнем положении (Height lowered, h13 mm) – обращайте внимание на данный параметр, особенно если вы работаете с нестандартными поддонами.
  • Максимальная габаритная высота (Extended mast height, h4 mm) – максимальная габаритная высота при полностью поднятых вилах, учитывайте размеры защитной решетки, т.к. как правило, данный размер указывается без решетки, если решетка является опциональной.
  • Длина техники до фронта вил (length to face of forks, l2 mm) – данный параметр характеризует уровень компактности оборудования. Этот то расстояние, которое вам необходимо добавить к длине поддона, если вилы полностью расположены под поддоном. Размер l2 напрямую влияет на маневренность техники. Для складов, не располагающих пространством и тесных помещений, чем меньше l2, тем лучше.
  • Общая ширина (Overal width, b1 mm) – влияет на маневренность оборудования, для легкой техники и работы в стесненных условиях желательно, чтобы ширина оборудования была соизмерима или меньше, чем ширина поддона.
  • Размеры вил (Fork dimensions, s/e/l mm), Ширину вил (b5 mm) – учитывайте данные параметры в отношении вашей тары и типа используемых поддонов. Как правило, разные производители имеют примерно одинаковые доступные параметры, рассчитанные на стандартную тару. Однако, данные параметры техники часто требуют изменений, если речь идет о работе с нестандартными поддонами и грузом. Обратитесь к поставщику для проверки возможности изготовления специальных версий.
  • Клиренс в центре базы (Ground clearance, m2 mm) – данный параметр особенно важен, если техника работает на неровных полах или преодолевает рампы и препятствия, особенно если рампы являются короткими при значительных перепадах высот. В таком случае возможно что шасси техники будет касаться пола и техника не сможет нормально работать. Данный параметр менее важен для самоходных тележек, поскольку отсек АКБ как правило поднимается вместе с вилами, но более критичен для штабелеров. Если ваши условия работы не идеальны и перепады высот и рампы значительны – обратите внимание на штабелеры с функцией двойного подъема, позволяющей увеличить клиренс под мачтой.
  • Ширина прохода с разными паллетами (Aisle width for pallets, Ast mm) – данный параметр отображает теоретическое расстояние между рядами штабелирования, в котором техника сможет осуществить погрузку в стеллаж и выгрузку из него под прямым углом относительно прохода. Параметр является расчетным, учитывает тип техники, радиус ее разворота (см. ниже влияние положения ведущего колеса на радиус разворота), параметры паллеты и груза, а также должен учитывать дополнительное расстояние безопасности 200 мм. Обратите внимание, что расстояние безопасности зачастую является средством манипуляции для уменьшения параметра Ast. Если располагаемая ширина прохода не обладает запасом и крайне близка к параметру рассматриваемой техники – рекомендуем уточнить, правильно ли рассчитан данный параметр и учтено ли расстояние безопасности в расчетах.
  • Радиус разворота техники (Turning radius, Wa mm) – параметр, характеризующий маневренность оборудования. Также, как и Ast часто является предметом манипуляции. Данный параметр может отличаться при развороте в разных направлениях для техники, где приводной механизм смещен от осевой линии, а также существенно отличается для самоходных тележек при поднятых и опущенных вилах. Обращайте внимание на данный параметр и методы его учёта при сравнении разного оборудования, уточняйте, для какого состояния указаны значения. Параметр необходим для расчета размеров площадки для разворота оборудования.

Производительность (Performance Data) – группа параметров, показывающих насколько эффективно вы сможет обрабатывать ваш груз. Учитывает максимальные скорости движения, подъема и опускания, способность преодолевать уклоны и прочее. При рассмотрении данных параметров бóльшие параметры не всегда лучшие для разных применений, учитывайте особенности ваших рабочих зон, уровень операторов, безопасность и просматриваемость зон при поворотах. Скорость подъема и спуска вил, как правило, может настраиваться. Величина преодолеваемого уклона указывается в %, что более практично, чем применение уклона в градусах, поскольку высота перепада полов и длина рампы может быть легко измерена и соответствующие вычисления легко произведены: H/Lx100%, где H – высота перепада уровня полов, L – длина располагаемой рампы, измеренная по уровню пола (катет).

Параметры двигателей (Electric- engine) – группа данных параметров содержит информацию о типах используемых двигателей, обращайте внимание на пороговые значения, так при мощности двигателей движения более 4КВт требуется оформление Паспорта самоходной машины.

  • Обратите внимание, что мощность электродвигателей указывается при определенных рейтингах S2 60 min, S3 4.5% и т.п (или режимах работы). Сравнивая значения мощности двигателей для разного оборудования, учитывайте значения рейтинга. В рамках данной статьи укажем, что чем ниже цифра рейтинга, тем выше стойкость двигателя к интенсивной работе. В пределах одного рейтинга, чем выше параметр, тем выше стойкость двигателя в интенсивной работе, в порядке уменьшения S1 > S2 60 min > S2 45 min > S3. S1 – продолжительный режим работы, S2 – кратковременный режим работы, S3 — периодический повторно-кратковременный режим работы электродвигателя.
  • Ёмкость аккумуляторной батареи (Nominal capacity Ah) – может указываться в разных режимах, стандартным является рейтинг 5 часов, однако, для манипуляции данным параметром иногда указываются бóльшие значения емкости, полученные при разряде меньшими токами (например, рейтинг 20 часов), что вводит в заблуждение и значительно искажает картину.
  • Потребление энергии/энергоэффективность (Energy consumption kWh/h) – параметр энергоэффективности, чем ниже, тем лучше. Однако, может быть измерен в соответствии с разными стандартами по стандартному циклу VDI или по EN16796. Сравнивая данные параметры, убедитесь, что данные указаны по одинаковым методикам.
  • Прочие данные (Additional data) – дополнительные параметры, такие как уровень шума, ёмкость масляного бака, ёмкость топливного бака, количество оборотов рулевого колеса и прочее.

Остаточная грузоподъемность – параметр, который не указывается в таблицах с параметрами VDI2198, но является очень важным при подборе техники. Читайте соответствующую публикацию.